Т: 8 960-180-95-78
E-mail: mulineshkasarov@mail.ru
Четверг, 21.09.2017, 15:16

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Из истории | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Форма входа

Расписание

Полезные адреса

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ КРЕСТОМ

Пяльцы, ножницы большие,
За работой я опять.
Я в своей родной стихии –
Начинаю вышивать.

Под иглою проступают
Виноградные листы,
Сердце сладко замирает
В предвкушенье красоты.
                        Евгения Краснова    

 Вышивка крестом - это разновидность счетной вышивки. При этом ткань не только служит счетной решеткой, но и играет фундаментальную роль в определении пропорций работы.
   На протяжении веков вышивка крестом была основной обучающей деятельностью, посредством которой девочкам прививались традиционные женские качества - терпение, аккуратность, усидчивость. Это была еще и школа обучения грамоте. Свидетельством тому могут служить ученические работы, иногда редкой красоты, которые в англосаксонских странах называются samplers, во Франции - marquoirs. Начиная с 1630 года такая вышивка была обязательной дисциплиной в школах для девочек. Со временем постоянным мотивом становятся линейки с буквами алфавита и цифрами, которые служили не только для чтения и счета, но и как образцы меток на столовое и постельное бельё; появляются религиозные символы и длинные выдержки из Библии, иногда элегитические размышления.
 
   Каждая страна Старого и Нового Света привносила в samplers часть своих собственных традиций, определяющих непрерывные изменения в типе рисунка, цветовой гамме, в принципе расположения мотивов.
Может быть сегодня все это вызывает улыбку, но как бы не изменилось восприятие мира, факт остается фактом: вышивка крестом и сегодня одна из самых любимых техник вышивания, и не только по причине относительной простоты (основные требования - умение считать нити, воспроизводить схемы или запоминать рисунок и делать стежки с правильным натяжением нити). Остается несомненным то, что позволило этой технике выжить во времени, - идея вышивки как средства самовыражения и воплощения творческого начала личности.

   Вышивание крестом, так же как и другие виды рукоделия, имеет свою историю. Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка крестом вообще, и когда она выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивание крестом началось намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. Вышивание отражало национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.

   На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь – ковры, накидки, вьючные мешки.Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе.

   В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу ХVIII века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны. 

  На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX – XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины – вышивальщицы создавали в своих вышивках – картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

   В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Вышивкой украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.

   С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение. К 13 – 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала 

родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.


В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания крестом. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми. Существует несколько видов вышивки крестом, среди которых наиболее распространенным является односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной – вертикальные или горизонтальные стежки. Каждый крестик выполняется 2-мя перекрещивающимися диагональными стежками, при этом нижние стежки кладутся слева направо (из левого нижнего угла квадрата в правый верхний), а верхние – справа налево (из правого нижнего угла квадрата в левый верхний). Только при соблюдении этого правила вышивка получится аккуратной.

Сегодня тот, кто хочет посвятить себя вышивке, имеет в своем распоряжении огромное разнообразие высококачественных тканей и нитей, плюс большой выбор инструментов и приспособлений, среди которых есть и просто полезные, и совершенно необходимые.


По материалам итальянской книги "Вышивка крестом. Большая коллекция для рукодельниц."


Корзина
Ваша корзина пуста

Поиск по сайту

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья и партнеры


мулинешка.рф © 2017